В современной жизни к традициям, бытовавшим в народе, верованиям и обрядам относятся либо как к сказке и нарядной декорации, лишенной рационального смысла, либо, напротив, придают чрезмерную важность каждой мелочи, ища там сокровенный смысл.
Традиция — это рациональный подход к природе человека, умелое использование в повседневной бытовой жизни знаний о бессознательных механизмах работы его психики. Традиционное ведение родов демонстрирует нам точное знание психологии рождения, которое позволяло достичь оптимальных результатов, как для роженицы, так и для новорожденного.
Деревенские роды
В русской деревне роды были чрезвычайно частым и обыденным явлением. О неприхотливости обстановки деревенских родов, а также о выносливости и необыкновенном терпении русской женщины, говорят многочисленные случаи родов описанные в книге Попова «Русская народно-бытовая медицина». Приведем некоторые из них:
В одной семье совпали роды у свекрови и невестки. Бабушка увела рожениц в конюшню, настлала соломы и положила одну роженицу в одном углу, а другую в другом. Когда разродилась одна, бабушка принялась за другую и приняла второго ребенка.
«Семья у нас большая, — рассказывает баба о своих родах, — одних мужиков пять. После ужина стало меня мутить, а я и виду не показываю, только думаю, как бы обмануть всех, чтобы не догадались. В хлев уйти морозно было, хлев у нас не мшоный, вот я и говорю: что-то меня знобит, видно я простыла, пойду ка да залезу в печку. Все и поверили, а я в печке-то и родила.»
Иногда роды застают деревенскую женщину совершенно врасплох, и она родит, буквально, где Господь приведет. Едет крестьянка с братом по лесу, чувствует, что настало время родить, терпеливо переносит схватки, сходит, наконец, с лошади и под предлогом естественной нужды заходит за кусты. Минут через 20-1/2 часа баба благополучно разрешается, выходит из-за кустов с ребенком в подоле и продолжает путь. Другая баба везет из города в деревню, верст за 16, воз кирпичей и сама идет пешком. На половине дороги, среди леса, ее застигают роды. Повернув лошадь в кусты, она родит, случившимся при ней ножом перерезывает пуповину, перевязывает ее, кладет ребенка в подол и продолжает путь до деревни около 8 верст по-прежнему пешком (Пошехонский у. Ярославская г.).
Особенно поразительны, по своей выносливости и присутствию духа роженицы, роды которых происходят во время страды, в поле. Там, приехавшая за 5 верст для жнитва женщина родит на полосе одна, возвращается с ребенком домой, никого не прося о помощи, сама топит баню и моет ребенка (Шуйский у. Владим. г.). В другом месте молодая, беременная первым ребенком, сноха жнет рожь со свекровью, чувствует приближение родов и сообщает об этом свекрови. Пока та бегает в село за повитухой, сноха родит, забирает детище и бывшую при ней одежду, тащится домой и встречает свекровь с бабкой уже в селе (Краснослободск у. Пензенск. г.).
«- Пока я прибежала в поле, — рассказывает мужу о родах жены бабка, — а женушка твоя уж родила. Отрезали мы тут же серпом пупочек, справили все, как следует, и добрели, слава Богу, до дома» (Брянск. у. Орловск. г.).
Взгляды на роженицу и новорожденного
Отношение к роженице и новорожденному строилось на основе мифологических представлений о родах, как об акте смерти-возрождения, т.е. умирании в загробном царстве и рождении в земном мире. Исходя их этого представления, рожающая женщина и появляющийся на свет ребенок считались существами, находящимися в состоянии перехода, и поэтому могли легко подвергнуться влиянию всевозможных магических воздействий, и даже недобрых мыслей, — им мог навредить любой человек, узнавший о родах. Чтобы избежать нежелательных воздействий на мать и дитя факт начала родов, равно как и их срок, тщательно скрывался. Д.К. Зеленин в своей книге по этнографии восточных славян пишет: «Приближение родов и самые роды роженица тщательно скрывает; существует твердое убеждение, что родовые муки будут тем сильнее, чем больше людей узнает о происходящем разрешении от бремени. Наиболее тщательно скрывают это от незамужних девушек, в особенности от старых дев, а также от хитрых и злых людей, которые могут причинить вред (испортить, сглазить и т.д.). Это распространяется не только на людей, но и на рожающих животных, и нередко бывает так, что хозяин дома нарочно приглашает в гости какого-либо доброжелательного человека на то время, пока его корова или другое животное не разрешится благополучно от бремени.»
По этому же поводу Попов в своей книге пишет: «Самое наступление родов часто скрывается до самой последней критической минуты и лишь тогда только сообщается об этом кому-нибудь из самых близких в семье. «Оборони Бог, если кто спознает, что баба родит, замучит ее, ни за что не родит как должно». Она должна будет лишнее страдать за всякого, кто узнает об этом, и будет мучиться за каждый грех узнавшего (Шуйск. у. Владимирск. г., Ветлужск. у. Костромская г.)». Даже в случаях неожиданных родов крестьянки проявляют смекалку и находчивость, вытекающую из суеверного убеждения, что «о наступлении родов никто из посторонних знать не должен. Сноха, почувствовав приближение родов, сообщает о том свекрови. Та, как бы нечаянно, ломает свою косу, и словами: «дай-ка мне, Марьюшка, свою косу, а ты сбегай домой и принеси другую», — дает ей повод не обращая на себя внимания присутствующих, удалиться с поля (Солигалич. у. Костромск. г.).»
У русских существовало также поверье, что если о родах узнает девушка, то роженица должна будет отмучиться за каждый волосок на ее голове. В Сибири считалось, что оглашение родов «увеличивает болезни и бывает причиной про-должительного разрешения от бремени», и за каждого узнавшего о родах придется «столько отмучиться, сколько у него волос».
В южных местностях, на Украине считалось, что колдун или ведьма ждут родов и специально подкарауливают их, чтобы навести порчу на роженицу и новорожденного, чтобы получить себе их жизнь и продлить свои годы и молодость.
В некоторых местностях девушка, случайно узнавшая о родах, должна была поить роженицу водой из своего рта, чтобы не принести ей вреда.
Роды никогда не проводились в общественном помещении, для них всегда считалось предпочтительным отдельно стоящее строение. «Женщина издавна и почти всюду считалась и считается, первое время после родов, существом нечистым и это-то мнение и оказывает, по-видимому, влияние на её обязательное удаление из общесемейного помещения. В некоторых местностях даже члены того семейства, где есть родильница, считаются нечистыми и до тех пор, пока священник не совершит над нею очистительной молитвы, никто из них не бывает в церкви (Алатырск. у. Симбирск. г.).» (Попов, «Русская народно-бытовая медицина»)
Кто мог присутствовать при родах
Исходя из мифологических представлений об уязвимости роженицы, считалось, что, не нанося ей вреда, о родах могли знать только ее мать и повитуха. В некоторых местностях этот круг посвященных лиц расширялся до свекрови и мужа. Присутствие только этих людей считалось безопасным, а иногда даже желательным для роженицы. Участие в родах всех остальных и даже само их зна-ние о родах, считалось не только опасным, но и вредоносным.
Тем не менее, в разных местностях оказать пособие в родах и присутствовать при них могли и другие близкие. Например, у карел к роженице могли пригласить какую-нибудь опытную родственницу или знакомую, которая могла бы оказать ей помощь. В больших семьях в роли повитухи часто выступала свекровь для своих невесток. Но, разумеется, предпочтение отдавалось повивальной бабке, наиболее опытной в таких делах, особенно, если она имела множество благополучных и здоровых восприемников.
В крайне редких случаях роды жены принимал муж. К его участию в родах в различных местностях относились по-разному: где-то к родам он не допускался вообще, а где-то играл довольно активную роль.
Повитуха
Повитуха или повивальная бабка — помощница при родах. Без повивальной бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Повитухи оказывали элементарную акушерскую помощь, совершали соответствующие религиозно-магические действия, стараясь, во-первых, облегчить роды, во-вторых, обеспечить здоровье матери и ребенку.
Репутация хорошей повитухи основывалась на богатом личном опыте, который приобретался женщиной при оказании помощи роженицам и основывался на глубоком знании необходимых обрядов и магических средств, усвоенных ею от старших повитух. Хотя бабка приобретала свои знания на практике во время многочисленных родов, но есть сведения, что существовала традиция передачи знаний и опыта, то есть повитуха получала образование у более старой и опытной бабушки, которая руководила ученицей. Особенно распространено это было у карел. Заметим, что именно так институт повитух обеспечивал устойчивую преемственность традиционного комплекса родильной обрядовости, благодаря чему в ней сохранилось немало архаических элементов; сам институт повитух в деревнях Карелии функционировал вплоть до 1930 года.
Повивальная бабка — лицо, которое не избиралось. Женщина добровольно принимала на себя определенные обязанности. Не каждая женщина могла стать повитухой: ею всегда была пожилая или даже старая женщина. Иногда более определенно указывается, что она обязательно должна иметь своих детей, то есть иметь опыт не менее трех собственных родов. Кроме этого у нее «не должно быть уже месячных очищений», и она «не должна была сама носить детей». В некоторых местах считалось, что повивать не должны «мужние жены», а лишь вдовы, то есть исключалась возможность половой жизни. Это связывалось с моральными качествами повитухи, ее заботой о собственном семействе: «Хороша бабка — своих детей бросила, а чужих прививать пошла!» — говорили крестьянки.
Достаточно строгие требования предъявлялись к нравственному поведению повитух: «бабка должна быть безупречного поведения и незамеченная в неверности мужу».
Безнравственность поведения повитухи, по представлениям деревенских жителей могла привести к тому, что привитые ею дети не будут жить или родятся больными. Обращали также внимание на черты характера бабки, чтобы она не была злонравной и сварливой, так как, согласно поверью, характер бабки передается ее восприемникам. При выборе повитухи обращали внимание также на то, «счастлива ли она в своем семействе».
Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои дети умирали, так как, по поверью, ребенок при такой бабке родится мертвым. Большое внимание уделяли тому, живут ли принятые повитухой дети. Жизнеспособность новорожденных свидетельствовала о том, что у повитухи легкая рука.
Узкая специализация повитух заметно выделяла их из института знахарей, хотя резкой грани между теми и другими не существовало. Многие бабки занимались знахарской практикой: им частенько приходилось лечить женские и детские заболевания, снимать у детей и беременных сглаз и отводить порчу. Многие из бабушек лечили такое распространенное и страшное заболевание, как родимец, то есть детская эпилепсия. Специализация повитух проявлялась не только в комплексе теоретических знаний и практических навыков, но в значительной степени и в ее религиозно-магическом арсенале, хотя в своей основе он почти не отличался от знахарского.
Одним из важнейших религиозно-магических средств повитухи считали заклинания и заговоры. У каждой повитухи, кроме того, имелся свой набор магических средств. Карельские повитухи, например, использовали ртуть (считалось, что ртуть облегчает роды), смолу, первую шерсть ягненка, серебряную монету, личинок, добытых из гнилого дерева («как личинка пролезает сквозь древесину, так и ребенок проложит себе путь») и т.п.
Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице. Отказ прийти на роды осуждался окружающими и рассматривался как непростительный грех. Поэтому наиболее известным повитухам приходилось часто откладывать свои домашние дела и спешить на роды.
В «профессиональные» обязанности повитухи входило не только принять роды, но и убрать послеродовую грязь, оказать возможную помощь по уходу за матерью и ребенком, окрестить новорожденного (если ребенок родился нежизнеспособным) и дать ему при крещении имя. Как правило, послеродовой уход повитуха осуществляла в течение трех дней, после чего роженица оставалась на попечении домашних. Иногда бабушка жила вместе с роженицей и помогала ей вместо обычных трех пять-семь дней. Если в семье не было больше взрослых женщин, то бабка брала на себя роль хозяйки и исполняла все необходимые по дому работы до тех пор, пока женщина сама не была в состоянии работать. В течение всего того времени, пока бабка ухаживала за роженицей, ей не разрешалось есть из общих чашек, так как участие в родах оскверняло ее, и она считалась нечистой до обряда размывания рук.
Повитухи пользовались большим уважением. Особенно почтительно относились к ним восприемники, с которыми бабка сохраняла связь на всю жизнь. В народном календаре есть специальный день — 8 января «бабьи каши», когда чествовали бабок-повитух и делали им относ, то есть подношение или пожертвование. В общественном положении повитухи чувствуется двойственное отношение к этой профессии: с одной стороны, на повитуху распространяется сопутствующая родам обрядовая нечистота, с другой стороны, она — хранительница матери и ребенка. Интересны поверья крестьян о загробном воздаянии повитухе, о связи между повитухой и привитыми ею детьми «на том свете». Например, считалось, что повитуха не понесет тех испытаний, что предназначены обычным грешным людям. За нее молятся дети, а Бог снисходит к их молитвам. В то же время говорили, что повитуха «на том свете» будет таскать пупы принятых ею детей, поэтому каждой бабке необходимо за свою жизнь подарить хоть одному нищему мешок, который по смерти пригодится ей для ношения пупков.
Это информационная статья. Перед применением советов или методик обязательно посоветуйтесь с врачом!
© 2023 Ольга Воробьева · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru