03 октября 2018      315    

СЮРПРИЗЫ МАТЕРИНСТВА

Накануне собственного материнства многие мамы представляют, что ребенок – это набор проявлений, на которые можно отвечать или влиять каким-то конкретным способом или набором операций. Эти ожидания легко “читаются” на курсах подготовки к родам. Запрос большинства мам так и звучит – научите, что нужно делать с ребенком и как это делать правильно. Это неплохой запрос, просто нужно помочь мамам углубиться в другом направлении.

Я убеждена, что основная подготовка мам к рождению ребенка должна быть направлена не на усвоение конкретных действий, манипуляций и алгоритмов, а на развитие собственной материнской интуиции, на укрепление своего материнского “Я”, на укрепление доверия природе своего ребенка, своего тела и своих способностей растить детей. И самое главное – на развитие готовности меняться, отвечать изменениям со стороны ребенка, на готовности учиться распознавать и подстраиваться, быть гибкой.

Практически каждая из нас желает находиться в комфортных условиях. Относительно темы материнства это про предсказуемость и эффективность воздействия на поведение ребенка. Это комфортно и неэнергозатратно. Заплакал – дал грудь или пустышку – успокоился. Причем мы ожидаем, что этот цикл будет неизменно функционировать на протяжении долгого времени. И оказываемся в растерянности, когда обнаруживаем, что

1) то, что работает сегодня утром – вечером уже не работает; то, что помогало вчера и позавчера – сегодня не помогает;
2) то, что помогает соседкиной дочке – совсем не помогает вашему ребенку,
3) то, что работало с первым ребенком – не работает со вторым и т.д.

Однажды мне пришлось наблюдать за новоиспеченной мамой. Первые дни после родов, ребенок капризничает ночью, плачет, мама не спит, не знает, что делать с ребенком. И тут кто-то из родственников или знакомых по телефону ставит “диагноз” и дает совет: “это колики и нужен Эспумизан”. Эврика!
Что делает мама? Она впервые в ответ на плач ребенка наливает 15 капель препарата и доставляет их в крошечный ротик – ребенок успокаивается. О! работает! Отныне она начинает на любой плач ребенка судорожно кидаться к флакону с Эспумизаном и как можно быстрее давать ребенку “чудо-средство”. Работает через раз, но мама тактику не меняет. В какой-то момент замечаю, что она совсем перестает прислушиваться к ребенку и пытаться распознать его потребности, а просто автоматом по многу раз в сутки льет этот препарат, затем дает ребенку пустышку. Ловлю тот самый момент, когда она утеряла попытки прислушаться и опереться на интуицию: укачать, дать грудь, придать малышу вертикальное положение, задать вопрос неонатологу, запеленать и т.д.

*Мама была не готова мириться с неотъемлемым атрибутом младенца – плачем.

*Мама не готова была быть гибкой и тратить ресурсы на распознавание потребностей и поиски адекватного способа их удовлетворить.

*Мама не владела знаниями о потребностях ребенка и возможных причинах плача (ребенок хочет писать, больно когда меконий отходит, нужно отрыгнуть воздух, ребенку жарко, ребенок хочет есть, кишечник ребенка адаптируется к новым условиям, ребенок переживает роды и т.д.).

Впрочем, третий пункт – те самые знания – легко добывается, если за малышом наблюдать, быть включенным в него. И я уверена, эта мама обязательно рано или поздно научится распознавать потребности и находить нужные и самые разные варианты ответных действий, но это может произойти позднее, чем хотелось бы ребенку. Да и ни о каком комфорте в материнстве речи точно не может быть, пока мама промахивается в вопросах ухода за ребенком.

Нам очень часто хочется в сложных ситуациях прибегнуть к какому-то волшебному средству, которое гарантированно избавит нас от чувства дискомфорта, от какой-то чрезмерной нагрузки на нас. Поэтому так популярны среди мам самых разных поколений байки про “лучший” способ успокоить младенца, избавить от колик, кашля, насморка, плохого поведения, неуспеваемости в школе, стеснительности, тревожности и т.д. Этакая “укропная водичка” на разные случаи жизни, за которой мы теряем возможность присмотреться и прислушаться к своему ребенку.

Но универсальных волшебных средств нет!

Потому что дети очень сильно отличаются друг от друга, потому что очень много причин для плача – а плач один (ну, если не прислушиваться), потому что дети растут и меняются со скоростью света, потому что каждый ребенок уникален, потому что уникальны его родители.

Есть только одно волшебное средство сделать свое материнство и детство ребенка радостным, более комфортным, приносящим удовольствие – быть с ребенком, в ребенке , присматриваться и прислушиваться, пробовать, слушать свою интуицию, и помнить, что главный эксперт по ребенку – МАМА! Если мама всегда рядом со своим младенцем, никто лучше нее не сможет ответить на вопрос: что нужно ребенку и как это дать?

Если мы говорим о более старших детях, то понятно, что быть всегда в ребенке и с ребенком – это не только уже не нужно, но и может быть очень вредным. Достаточно включаться в ребенка, в слушание и всматривание в него по мере возникновения каких-то трудностей. Младенцу же нужна полностью включенная в него мама. Это залог его выживания и эмоицонального благополучия!

Ребенок – это не механизм, состоящий из хорошо известных и не подверженных изменениям элементов. Поэтому мы не можем воспользоваться никакими заранее известными инструкциями, которыми переполнены книги для родителей.

Инструкцию по вашему ребенку вам предстоит написать самостоятельно. И для этого нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и гибким родителем. Наблюдательность и включенность очень хорошо развивают материнскую интуицию. А множество советов вокруг мамы, наоборот, тщательно интуицию убивают.

Поэтому, если вы прямо сейчас ищите ответы на вопросы:
– пеленать или с первых дней в ползуночки,
– вместе спать или раздельно,
– в коляске возить или носить в слинге (а может лучше совмещать?:),
– давать средства от колик или поменять диету, сводить к остеопату или неврологу, пригласить консультанта по гв… или просто ждать, качать, использовать белый шум…;
– кормить пюрешками или кусочками со своей тарелки,
– отдавать в садик или оставить дома,
– водить ли на развивающие занятия,
– учить ли плавать с 3 мес. или с 3 лет,
– отправить в гимназию или обычную школу,
– на футбол или на рисование….

то ищите ответы только в вашем ребенке, находясь рядом с ним!

Пишите инструкцию по ребенку самостоятельно и ежедневно, и тогда не страшно действовать вопреки чужим советам и распространенным рекомендациям.

Это информационная статья. Перед применением советов или методик обязательно посоветуйтесь с врачом!

Добро пожаловать на сайт ДОУЛЫ – Ольги Воробьевой

Я в Соцсетях
Почитать

© 2024 Ольга Воробьева · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru